Новости

« Назад

Следствие: главной причиной крушения ТУ-204 стала неисправность реверса  09.01.2013 14:32

tu-2.jpg Причины катастрофы пассажирского авиалайнера Ту-204, принадлежащего а/к Red Wings Airlines, начинают проясняться – вероятнее всего, самолет потерпел крушение из-за отказа реверса, который является главным инструментом гашения скорости. Примечательно, что за неделю до аварии, произошедшей в аэропорту Внуково 29 декабря 2012 года, другой авиалайнер Ту-204, принадлежащий той же авиакомпании, спокойно совершил посадку с аналогичной неисправностью в аэропорту Новосибирска. Тем не менее, рекомендация смазать заклинивающие приводы включения реверса на данных лайнерах поступила от авиационных властей слишком поздно – уже после трагедии во Внуково.

Напомним, что пассажирский самолет Ту-204 авиакомпании «Red Wings» выехал за пределы взлетно-посадочной полосы в аэропорту Внуково 29 декабря прошлого года, пробил ограждение аэропорта, докатился до Киевского шоссе, после чего развалился на три части и загорелся. После аварии носовая часть лайнера оказалась на проезжей части Киевского шоссе, движение по которому было перекрыто.

Известно, что лайнер садился со второй попытки, прибыв из чешского города Пардубицы. На борту находилось 12 членов экипажа под командованием опытного летчика Геннадия Шмелева, туристов не было – с утра этот борт доставил российских туристов для отдыха в Чехии в рамках первого рейса новой чартерной программы, консолидируемой туроператором «Спектрум», поэтому обратно возвращался пустым. По данным технической комиссии, занимающейся расследованием катастрофы, судно приземлилось в штатном режиме, однако vnukovo_1.jpg несколько небрежно: в частности, скорость при посадке была превышена - самолет сел при 250 км/ч, тогда как нормой считаются 225-245 км/ч (зато лайнер был «налегке», ведь прилетел он пустым). Кроме того, перелет составлял несколько метров, однако, по мнению специалистов, данные обстоятельства не являются критичными, соответственно, они не могли стать причиной трагедии.

Отметим, что, при учете сокращенной тормозной дистанции и низкой эффективности «колесного» торможения самолета в виду снегопада, снизившего коэффициент сцепления шин с покрытием ВПП, экипаж Ту-204 сделал ставку на применение реверса. Технически активация данного устройства приводит к развороту лопаток турбины двигателей самолета, при этом создается обратная тяга, которая стремится затормозить катящийся авиалайнер. Тем не менее, на этот раз реверс не сработал на обоих двигателях самолета, тщетными оказались и попытки пилотов затормозить лайнер «автомобильным» способом с помощью тормозов на колесах. В результате аварии погибли командир корабля, второй пилот, две стюардессы и бортинженер. Кроме того, три бортпроводницы получили тяжелые травмы.

vnukovo1_1.jpg Расследованием трагедии занимается техническая комиссия Межгосударственного авиакомитета (МАК). В настоящее время имеется лишь официальное сообщение об обнаружении и запуске расшифровки речевого и параметрического самописцев потерпевшего крушение лайнера. Однако стратегия расследования уже определена и оглашена в директиве летной годности для авиалайнеров Ту-204 и Ту-214 с двигателями ПС-90А, которая была распространена Александром Домченко, гендиректором авиарегистра МАК.

Так, по версии участников расследования, причиной ЧП с обоими Ту-шками стали именно несработавшие реверсы. Примечательно, что их включение осуществляется в два этапа: пилот, совершивший посадку, переводит двигатели самолета на малый газ, переводя рычаги управления реверсами (РУР) в промежуточное положение «малый реверс», при котором торможение еще отсутствует. Для появления полноценного реверса лайнер должен опуститься колесами на бетонку, причем стойки шасси в этот момент сжимаются, замыкая концевой выключатель через подвижный стержень-шток. Данный выключатель, в свою очередь, разблокирует РУР, тем самым позволяя пилоту сдвинуть их далее, благодаря чему и образуется мощная тяга. Другими словами, пока колеса авиалайнера не коснутся земли, включить реверс на самолете Ту-204 невозможно. То же самое происходит и в том случае, если заклинивает стержень-шток – система попросту не «ощущает» приземление.

vnukovo5_3.jpg В итоге авиарегистр выпустил приказ всем эксплуатантам Ту-204 и Ту-214 во время ближайшего оперативного обслуживания в базовом аэропорту смазать механизмы привода концевых выключателей обжатия амортизатора основной опоры, более того, в будущем проводить данную процедуру через каждые 150 летных часов при отрицательных температурах воздуха, через 600 часов – при положительных. Экипажу авиалайнера предписано строгое соблюдение рекомендаций производителя Ту-204 и Ту-214 «при невыпуске реверсивного устройства на двух двигателях».

Однако следует отметить, что ошибки командира лайнера Геннадия Шмелева также сыграли свою роль: согласно предписанию руководства по летной эксплуатации Ту-204, экипаж в случае несрабатывания реверсов на обоих двигателях самолета обязан прекратить попытки дальнейшего сдвига рычагов (об активации реверсов в промежуточном положении РУР сигнализирует табло «Реверс включен»). В данной ситуации пилоты обязаны вернуть РУР в исходное положение и использовать колесные тормоза, а также опустить приживающие лайнер к земле спойлеры-интерцепторы на крыльях и выключить двигатели. К сожалению, Геннадию Шмелеву и его напарнику не удалось вовремя распознать неисправность: вместо концентрации внимания на колесных тормозах и рулении по ВПП, они более 30 секунд тянули РУР вверх в надежде включить сломанные реверсы. Эксперты полагают, что летчики приложили к рычагам чрезвычайно мощное усилие, таким образом частично преодолев блокировку РУР в промежуточном положении и увеличив прямую тягу двигателей. К сожалению, осознать, что лайнер в результате этих действий не замедляется, а, наоборот, разгоняется, командир Ту-204 смог только за мгновение до удара: он подал команду «Выключить двигатели!», однако выполнить ее, увы, уже было некому.
Оставьте online-заявку прямо сейчас

Оставьте заявку и контактный номер телефона. Наш менеджер свяжется Вами в течение ближайшего времени.

Карта Байкала и местности:
График работы:
пн, вт, ср, чт, пт - с 10.00 до 20.00
сб - с 11.00 до 17.00
вс - по запросу
Адрес:
665841, Иркутская область,
г. Ангарск, 182 квартал, д.6.